Автомобилисты, особенно новички, не всегда точно знают, как проверить уровень масла в двигателе. Проще всего отправить машину на СТО. Но если необходимо справиться с задачей самостоятельно, рекомендуем прочитать эту статью до конца, чтобы разобраться, как правильно проверить уровень масла в двигателе
Правила проверки уровня масла в двигателе
Перед началом работы автомобиль необходимо поместить на ровную площадку и прогреть мотор. После чего выждать несколько минут, чтобы моторное масло успело стечь в картер, и приступать к делу.
Необходимые инструменты
Основной инструмент для проверки уровня масла в двигателе – щуп. Он представляет собой небольшой прут с нанесёнными отметками «Min» и «Max».
Обычно приспособление расположено под капотом рядом с головкой блока. Рукоятка окрашена в яркий цвет, чтобы её легко было заметить.
Кроме щупа нужно запастись чистой ветошью, которая не оставляет ворсинки, или чистыми бумажными полотенцами.
Этапы проверки
Процедура проверки уровня масла пройдёт легко и быстро, если придерживаться приведённой ниже инструкции.
- Часто затруднение вызывает вопрос — при горячем или холодном двигателе делать проверку? Поэтому читаем руководство к авто. Соответствующие указания должны быть упомянуты там. Хотя считается, что эффективнее делать это после езды, на разогретом моторе, так как при этом масло будет менее вязким.
- Жидкость в моторе должна быть равномерно распределена, поэтому после прогрева двигателя нужно дать машине постоять 10-15 минут.
- Открываем капот и фиксируем его в открытом положении с помощью опоры, если в модели авто не предусмотрена автоматическая фиксация.
- Извлекаем щуп для проверки уровня масла в двигателе. Ручка будет окрашена в красный, жёлтый либо оранжевый цвет. Иногда на место расположения щупа указывает специальный значок в виде старинной масляной лампы.
- После извлечения щупа нужно оценить цвет и консистенцию масляной жидкости. Если у него жёлто-зелёный оттенок, состояние удовлетворительное и не требует замены. Когда смазка становится тёмно-коричневой или чёрной, её пора менять.
- Уровень масла лучше проверять два раза. Перед повторным погружением щупа, его нужно протереть ветошью.
- Оцениваем уровень жидкости. При нормальном объёме масла отпечаток его плёнки будет находиться примерно посередине между отметками «Min» и «Max» на щупе. Если отметка вышла за пределы рисок, требуется вмешательство во избежание неприятностей.

Последствия неверного уровня масла в двигателе
За уровнем масла нужно следить постоянно, независимо от того, новый агрегат или с внушительным пробегом. Не стоит думать, что в новом моторе уровень держится постоянно на нужном уровне.
Нехватка масла в двигателе
Любой мотор во время эксплуатации расходует масло. Если расход остаётся в допустимых границах (значение указано в руководстве по эксплуатации авто), это неисправностью не считается.
Но при определённых ситуациях жидкости становится недостаточно. Многие современные двигатели форсированные, то есть оснащённый турбонаддувом. Если при средних и малых нагрузках масло может не расходоваться, то при больших нагрузках ситуация изменится.
Также уровень жидкости падает, если водитель агрессивно перемещается по городу с частым чередованием режимов «старт» и «стоп». Длительные поездки на высоких оборотах также приводит к усиленному расходу смазки.
При попадании в камеру сгорания масло с увеличением нагрузок выгорает вместе с топливом. Поэтому и необходимо вовремя следить за уровнем жидкости.
Её недостаток грозит так называемым масляным голоданием, из-за которого возникает сухое трение деталей мотора и, соответственно, их быстрый износ. Первыми выходят из строя КШМ и ГРМ.

Избыток масла в двигателе
Избыток масла также не сулит ничего хорошего. Излишки жидкости проникают в вентиляцию картера, что приводит к неисправности катализатора. При использовании минеральных масел портятся и выдавливаются сальники коленчатого вала, поскольку при избытке масла возникает лишнее давление.
С использованием синтетических масел проблемы с сальниками встречаются реже, но происходит закоксовка двигателя и залегание колец.

Когда надо проверять масло в двигателе. Периодичность проверки
Проверять масло в двигателе внутреннего сгорания необходимо в случаях:
- временного интервала. Даже если машиной не пользовались долгое время, нельзя исключить вероятность протечки из-за износа прокладок, шлангов, сальников. Поэтому лучше просматривать уровень жидкости каждую неделю;
- преодоления больших дистанции. В среднем автоэксперты рекомендуют следить за уровнем смазочной жидкости в моторе каждые 1-2 тыс. км пробега. Однако этот показатель корректируется каждым производителем индивидуально;
- если предстоит путешествие. Важно проверить не только масло в моторе, но и работоспособность всех узлов авто;
- при покупке машины с рук;
- если обнаружены проблемы в работе агрегата. Тревожными сигналами могут быть посторонние шумы, снижение тяги, запах в салоне, изменение давления;
- если под стоящим автомобилем образовалось масляное пятно. Это говорит о том, что есть протечка. Следовательно, проверка моторного масла методом масляного пятна говорит о том, что масло нуждается в доливке.
Чем машина старше, тем с большей ответственностью надо подходить к проверке смазочных материалов. Раньше проверка технических жидкостей была неотъемлемой частью ежедневного обслуживания. В современных моторах это излишне, но лучше не откладывать проверки надолго.
Правила доливки масла в двигатель
Если при очередной проверке выяснилось, что масла не хватает, необходимо восполнить его в нужном объёме.
Процедуру можно выполнить самостоятельно, следуя нашей инструкции:
- ознакомьтесь с руководством для определения подходящей марки масла;
- крышка для заливки обозначается надписью «Oil Fill» или маркировкой подходящего масла.
- заливайте жидкость порционно с небольшими перерывами, так как масло стекает постепенно в силу вязкости.
- проверьте уровень масла щупом, доливайте жидкость, пока её уровень не дойдёт до приемлемых значений.

Как правильно заливать масло – на холодную или горячую
Каждый производитель авто даёт свои рекомендации по этому вопросу. Однако стоит понимать, что проверка на холодную покажет меньший результат.
Поэтому лучше проехать несколько километров, чтобы мотор прогрелся, а масло стало более текучим и равномерно разошлось по всем узлам мотора. Так картина будет более информативной.
Проверка уровня масла – один из важнейших этапов технического обслуживания автомобиля. Её вполне можно выполнять самостоятельно, если придерживаться приведённым здесь рекомендациям.