Нужно ли промывать двигатель при замене масла


Промывка двигателя при замене масла

Как часто, заезжая на автосервис, чтобы поменять масло, слышишь от сервисменов предложение промыть двигатель, перед заливкой свежего и нового масла. Стоит ли промывать двигатель при замене?

Доводов, побуждаемых к этому «мероприятию», вроде бы предостаточно: во-первых, неизвестно кто и когда последний раз менял в машине масло «правильно» (то есть вовремя и используя качественное масло).

Во-вторых, работая по принципу «всяк кулик своё болото хвалит», сервис, предрасположенный к использованию масла одного производителя, обязательно посоветует промыть систему, если до этого использовалось масло другого производителя.

В третьих, самый «продвинутый» мастер по замене масла всенепременно глянет под крышку маслоналивной горловины, или напротив, на щуп уровня масла, и выдаст свой вердикт на вопрос, надо ли промывать двигатель при замене масла – масло грязное, лучше промыть двигатель.

Нужно ли промывать двигатель при смене? Вроде бы всё просто, нужно, так нужно, гигиена двигателя штука полезная, кто бы сомневался. Но давайте не будем торопиться и посмотрим всё-таки, что же происходит при промывке двигателя.

Начать следует с самого промывочного масла, или промывочной жидкости. Что же это такое? Как правило, промывочная жидкость, делается из недорого минерального масла (оно не должно долго работать в двигателе, поэтому его смазочные свойства интересны в десятую очередь) в которое добавлено несколько пакетов высокощелочных и прочих активных присадок, чья задача растворять отложения в двигателе.

Современные промывочные жидкости делятся на две категории, длительного воздействия (эти уже отживают свой срок), и «пятнадцатиминутки».

Промывки первого типа были распространены на рынке примерно 15 лет назад. Использовались они следующим образом: автомобиль, которому требуется промывка и последующая замена масла, заезжал на станцию, и в него, после слива старого отработанного масла, заливалось «промывочное масло», на котором автомобиль должен был проездить какое-то время.

Обычно мастер назначал повторный заезд через 1-2 дня. После этого промывочная жидкость сливалась, и вместо неё заливалось новое моторное масло.

В наше время эта система имеет крупные недостатки. Например, сегодня когда каждая минута на счету, никто особо и не захочет заезжать два раза на сервис с интервалом в два дня. В идеале надо, чтоб всё было сделано «здесь и сейчас».

Вторым более ощутимым недостатком было ограничение на скорость передвижения автомобиля. Промывочное масло для двигателя при всех своих «минеральных базах» очень далеко от свойств даже плохого, но обычного моторного масла.

Эксплуатировать автомобиль на высоких оборотах, в котором залита промывка, было попросту нельзя, чревато поломкой двигателя, из-за слабой масляной плёнки, поэтому к проблеме «катания два дня» добавлялось ещё и полное отсутствие удовольствия от такой езды.

Третьим, и самым главным недостатком длительного воздействия на двигатель промывочного масла (которое, напомним, обладало пакетом мощных чистящих присадок), являлись неконтролируемые химические реакции, которые происходили с сальниками двигателя.

Гулявшее по двигателю промывочное масло никак не могло обходить стороной резинотехнические изделия, для которых щёлочь, в принципе, является очень опасным объектом.

Небольшое количество щёлочи, присутствующее в каждом современном масле сальники хорошо переносят, но эксплуатация автомобиля в течение двух дней на «щёлочи с добавлением масла» нередко приводила к полному «выкрашиванию» сальников.

То есть при контакте с щёлочью свойства резины менялись, она «дубела» и начинала крошиться. Это приводило к достаточно дорогому ремонту, но опять же, 15 лет назад и машины были другими, и цены были пониже.

Читайте также на нашем сайте:  Выбираем моторное масло

Сегодня, на технически сложном двигателе (например, Honda или Subaru) замена одного сальника приводит к полному разбору подкапотного пространства автомобиля, иначе просто не долезть до нужного места!

Промывка двигателя при замене масла

Проанализировав все вышеперечисленные недостатки, производители промывочных масел предложили новый товар, «пятнадцатиминутную» промывку двигателя. Преимущества этого состава были, на первый взгляд, очевидны, быстрее работает, значит, меньше портит.

Подводным камнем оказался вопрос «а лучше ли очищает?», после которого каждый производитель начинал петь дифирамбы своей продукции. И вот тут появляется следующий логичный вопрос, а за счёт чего же происходит очищение, как минимум не хуже, чем на промывке старого типа, но не за два дня, а за 15 минут?!

А оказывается, за счёт того, что концентрация активных моющих веществ была значительно увеличена!

С одной стороны, это должно было привести просто к уничтожению сальников, но с другой, как заверяет нас производитель, в промывочную консистенцию была добавлена химическая присадка, которая, при попадании на резину, создавала защитный слой, предохраняющий сальники от вредного воздействия щёлочи!

При этом к отложениям на металлических частях двигателя новый тип промывки категоричен и беспощаден.

Промывка двигателя при замене масла

Кстати, промывки-пятнадцатиминутки бывают двух типов:

  1. Промывочное масло, продаваемое в больших четырёхлитровых или пятилитровых канистрах, которое заливается в двигатель перед заменой масла после старого, слитого масла.
  2. Промывочная жидкость в чистом виде, маленькая упаковка, примерно в 300 мл, выливаемая в старое масло. В обоих случаях, после попадания в систему этих жидкостей, необходимо дать поработать двигателю на холостых оборотах 15 минут, после чего её можно сливать и заливать новое, чистое масло.

И знаете что? Клинические испытания на независимых автосервисах показали, что это работает! После подобной операции слабо загрязнённый двигатель становился почти чистым. Казалось бы, вот оно счастье, живи, и радуйся. Но тут возникли, как обычно бывает, непредвиденные обстоятельства.

Первым и очень тревожным звонком стала переборка двигателя на авто, во время которой было обнаружено, что сетка маслозаборника, с которого начинается путь масла из поддона в ГБЦ, была залеплена грязью на три четверти.

Это было удивительно, ведь к этому моменту масло трижды менялось в двигателе, и все три раза была использована хорошая «пятнадцатиминутная» промывка. Кроме этого состояние всего двигателя было такое, что не поможет даже если промыть двигатель соляркой перед заменой масла. Чтобы его отмыть от отложений (теперь уже при помощи щёток и ёршиков) потребовалось не одно ведро солярки.

Ну да ладно, двигатель был отмыт, собран, и вроде как об этой неприятности можно было удивиться и забыть, но вскоре прозвучал второй звонок, и это уже был настоящий набат.

Промывка двигателя при замене масла
Металлическая сетка маслозаборника. Слева – чистая, справа – забитая отложениями.

В автосервис одной компании был доставлен на эвакуаторе автомобиль BMW. Хозяин, как оказалось, постоянный клиент компании и ему всё очень нравилось, но тут решил приобрести себе леворукий, красивый седан, и потом пригнал себе BMW.

Счастье длилось недолго – на третий день эксплуатации из под капота раздался хруст и автомобиль встал посреди улицы. Не зная, куда и к кому обратиться с BMW, человек привёз автомобиль на эвакуаторе по знакомому адресу, где тут же ему задали вопрос – что он делал с автомобилем, до того как произошла поломка.

Весь разговор происходил в процессе выгрузки с эвакуатора, и владелец автомобиля, как мантру твердил одну и ту же фразу: «ничего я с ней не делал, она, как приехала, я только масло поменял». Дальнейшая беседа выявила следующее – согласно сервисной книге последняя замена масла на этом автомобиле производилась едва ли не 20 000 км назад.

Читайте также на нашем сайте:  Как правильно проверить уровень масла в двигателе, периодичность и правила доливки

Естественно, и новый хозяин автомобиля это прекрасно понимал, требовалась замена масла. Приехав на пункт замены масла, он попросил сделать замену, на что ему предложили сделать предварительную промывку двигателя.

Не найдя в этом ничего плохого, человек согласился. Менее чем через сутки машина встала, и приехала в автосервис уже на эвакуаторе.

Когда двигатель вскрыли, выяснилось, что ремонтировать его было бесполезно. Распредвал сломан, постель распредвала полностью разбита, и вообще вся ГБЦ была изуродована до неузнаваемости. Было понятно, что такие повреждения могли возникнуть из-за проблем с маслом, точнее из-за его отсутствия, но на щупе чётко обозначался необходимый уровень!

Вскрытие поддона показало, что сетка маслозаборника была «запечатана» некоей субстанцией, чем-то средним, по консистенции между слизью и пластилином. Остатки этой субстанции были равномерно «размазаны» в виде бахромы по всему поддону. Что же произошло? А вот что.

Автомобиль длительное время эксплуатировался на масле, прямо скажем, не лучшего качества. То есть, то масло, которое использовалось, обладало низкой моющей способностью (это признак дешёвого масла).

Характерной особенностью дешёвого масла является «умение» создавать отложения в разных местах двигателя, особенно в поддоне. Это свойство значительно усиливается, если не менять масло вовремя. Следует отметить, что понятие «вовремя» сильно разнится для разных типов масел и разных двигателей.

Одни масла действительно могут выхаживать 10 000 км. Другие, самые дешёвые, с трудом дотягивают до 5 000 км. Конечно, после 5 000 км масло не всегда начинает сгорать, оно может оставаться в двигателе, но как масло (т.е. качественно смазывая трущиеся детали), оно уже не работает.

Такая схема обслуживания, к сожалению, часто встречается в Европе, особенно если хозяин автомобиля задолго до продажи уже решил, что будет продавать свой автомобиль, и перестаёт за ним ухаживать.

Промывка двигателя при замене маслаПромывка двигателя при замене масла

Промывка двигателя при замене масла
Иногда клиенты сами привозят контрактные двигатели с разборки в таком состоянии и просят поменять.

Так вот сами отложения в поддоне, как показывает практика, в принципе неопасны, они прилипают к стенкам металлической детали, и держатся там довольно крепко, пока в двигатель не попадает промывочная жидкость.

А вот она уже, попадая в поддон, забитый такими отложениями, начинает интенсивно отмывать их, но, к сожалению, недостаточное время действия (15 минут), или недостаточная агрессивность химикатов (не могут растворить их полностью), оставляя после себя «отмоченную» слизистую субстанцию, которая попадает в новое масло.

Далее, вместе с новым маслом, которое также имеет некоторые моющие свойства, эта слизь окончательно «отваливается» от стенки поддона, и, поскольку ей больше деваться некуда, вместе с общим движением масла, начинает затягиваться в основной масляный канал.

На входе в масляный канал стоит металлическая сетка, простейший фильтр, рассчитанный на задержку продуктов отработки (металлической стружки и прочего), которые неизбежно присутствуют в поддоне.

В обычной ситуации, эффективность и необходимость этой конструкции не вызывает сомнения, но в случае с имеющейся слизью, сетка становится косвенной причиной поломки двигателя.

Забиваясь нерастворёнными отложениями, она блокирует подачу масла в масляный канал, что ведёт к масляному голоданию всего остального двигателя, от масляного насоса до ГБЦ.

Читайте также на нашем сайте:  Как подобрать масло для мотоцикла

Именно это и произошло с автомобилем BMW, и если масляный насос выжил, поскольку какое-то количество масла для себя он ещё получал, то всё что выше, было разрушено трением.

К слову сказать, когда это всё случилось лампочка давления масла, расположенная на панели приборов загорелась, и владелец автомобиля даже отреагировал на это, он заглушил мотор, подождал немного, и проверил уровень масла.

Но поскольку уровень масла на щупе показал нормальное значение, он успокоился, списав проблему на «глюк» датчика, решив «в течение дня» заехать на автосервис, но не доехал. Стоит добавить, что на автосервисе мотор BMW ремонтировался в первый и последний раз. И ремонт был очень дорогим.

Итак, «пугательная» часть статьи закончена. Надеемся, что для себя вы сделали выводы. Пришло время поговорить о том, как определяется необходимость промывки, и как же её всё-таки «правильно» делать.

Предпосылками для промывки двигателя могут быть:

  1. Сильные отложения под крышкой ГБЦ
  2. Присутствие посторонней субстанции в слитом (отработанном масле).
Промывка двигателя при замене масла
А иногда и под клапанной крышкой рабочего автомобиля тоже все не очень хорошо

Обратите внимание, что это только ПРЕДПОСЫЛКИ. Если они имеются в двигателе вашего автомобиля, следующими действиями должны быть не поездка в магазин за промывкой и согласие на промывку на автосервисе, а достаточно сложная и дорогая операция по снятию поддона двигателя и крышки ГБЦ.

Поддон двигателя должен быть вручную и тщательно вымыт при помощи химически активных веществ (соляркой, Profoam 1000 или аэрозольным очистителем карбюратора). Точно так же должна быть промыта сетка маслозаборника. В идеале она должна быть снята и промыта со всех сторон.

Под клапанной крышкой также следует тщательно всё отмыть. В данном случае удобнее будет работать с аэрозольным очистителем, или жидкостью Profoam 1000, которая имеет распылитель.

После тщательной отмывки двигателя вручную можно собрать его обратно и, для закрепления результата, использовать промывочную жидкость для чистки каналов и труднодоступных мест. Если позволяет время, можно повторно снять поддон и проверить его на наличие новой грязи, но после ручной чистки её будет немного, и она не будет опасна.

Промывка двигателя при замене масла по этой схеме абсолютно безопасна для двигателя, и является единственно правильной и корректной.

Плюсы её можно перечислять до бесконечности, но у неё есть один и очень серьёзный минус, ни на одном пункте замены масла вам не согласятся её делать, по причине сложности операции, и, как следствие, её дороговизны.

Гораздо проще залить в двигатель промывку по рекламной акции «бесплатно», чем делать это правильно, но сложно.

В общем, наши рекомендации по промывке следующие:

  • промывка двигателя должна назначаться только специалистом после предварительной диагностики;
  • промывка «на всякий случай» может нанести серьёзный вред автомобилю;
  • промывка допустима для поддержания «чистоты» системы, при условии, что система была достаточно чиста до её применения.

Одним словом, необходимость химической промывки, «по желанию» вещь спорная. Если вам неизвестна история автомобиля, или вы переходите с одного вида масла на другой, если вам кажется, что вашему, исправно работающему двигателю нужна промывка, значит ОНА НЕ НУЖНА!

Промывку двигателя может назначить только специалист, и он же её и должен осуществить способом, описанным выше. Химическая промывка двигателя может быть назначена перед каждой заменой масла только в случае, если ваш автомобиль абсолютно новый, или процедура механической чистки была применена до этого.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Моторные масла
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector